Обычно к трём, четырём годам малыши становятся настоящими говорунчиками. Слушать их – одно удовольствие. Во-первых, потому, что у них на всё есть свои взгляды. А во-вторых, в речи деток, помимо слов из русского языка, встречаются словечки, которые можно назвать неповторимым «детским диалектом»: («виганат» - виноград, «гоуби» - голуби, «свайба» - свадьба). Именно поэтому разговор малышей так умиляет взрослых.
Безусловно, погрешности в произношении слов весьма типичны для трёхлеток. Но если ребёнок произносит звуки неправильно или с искажением слишком долгое время (при этом челюсть, губы, язык напряжены), маме следует насторожиться и начать специально заниматься постановкой звуков.
В норме к трём годам большинство детей уже выговаривают твёрдые и мягкие согласные и не путают их в словах. Не вызывают сложности и гласные – ы,я,ё,ю. Кроме того, к 3-4 годам ребёнок должен обладать так называемым, фонематическим слухом, то есть уметь вслушиваться в свою и чужую речь, без труда выделять звуки в словах, собирать из отдельных звуков целые слова (д-о-м – дом, п-а-р – пар), определять, где находится в слове тот или иной звук (в начале, середине, конце).
Если фонематический слух не сформировался к 4 годам, то ребёнку трудно , а иногда и невозможно научиться правильно говорить, даже если «проблемные» для него звуки отдельно он произносит верно. В таком случае, конечно, нужна помощь учителя-дефектолога. Но сама мама, зная некоторые приёмы этого специалиста, может помочь своему ребёнку освоить нелёгкую науку «говорить правильно».
- Прежде всего, научите ребёнка выделять гласный звук в начале слова и слышать его. Например, «ослик» - о, «утюг» - у. Просите малыша произносить только один первый звук. Более сложные буквы (я,е,ё,ю) оставьте на потом.
- Когда первый этап будет освоен на «10», приступайте к выделению согласных начальных букв: с,з,ш,м,н,в,ф,л,р. Их можно произносить нараспев: ш-ш-каф, з-з-доровье, ф-ф-ляга и т.д. Так легче приучить ребёнка произносить согласные без дополнительных гласных звуков (например, звук ш, а не ша(шэ)).
- Теперь можно выделять согласный звук из сочетания с гласным. Например, «лодка» - звук л, «лес» - звук ль, «сон» - звук с, «сено» - звук сь и т. д. Родители должны помнить: звуки произносятся так, как звучат в словах (произносятся звуки, пишутся буквы).
- Теперь переходим к выделению последнего звука в слове и потом всех с первого до последнего. Например, «лук» (л-ук), «люк» ( ль-у-к), «лёд» (ль-о-т).
Если у ребёнка пока не получаются какие-то звуки, не берите для заданий слова с ними.
Часто дети нечётко произносят свистящие звуки с,з,ц. Как правило, это происходит из-за того, что у многих малышей напряжены мышцы языка и губ. Эти упражнения помогут снять напряжение.
- Пусть ребёнок спокойно откроет рот, как будто хочет сказать А. Проследите, чтобы его губы не напрягались, и лицо оставалось спокойным. Затем попросите малыша положить язык на нижнюю губу так, чтобы он как бы развалился по всей её поверхности без напряжения и оставался так хотя бы 30 секунд. Лицо, шея, рот должны быть максимально расслаблены. Это основное упражнение для постановки свистящих и шипящих звуков, а также буквы р.
- Малыш должен расслабить язык, а потом пальцами убрать его кончик за зубы, по-прежнему не напрягаясь. Затем попросите ребёнка растянуть губы в улыбке и произнести звук с. Он получится немного приглушённым, но зато чётким. Через несколько дней попросите малыша произнести звук с, но сцепив зубы.
- Закрепим правильное произношение. Поднесите к подбородку ребёнка ложку с кусочком ватки. Пусть скажет звук с, при этом ватка должна полететь из ложки вперёд. Если случилось по-другому (вата взяла боковое направление), значит, язык лежит не совсем правильно, и звук получается неверным.
Что касается произношения злополучных для деток р и рь, то чаще всего, эти звуки «формируются» к 5 годам.