Контакты

+375 236 245658
mozdcrrd@mozyrroo.by

ул. Спортивная,д.99, д. Козенки, Мозырский р-н, Гомельская обл.
Открыть контакты

РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ
Инстаграмм
Мы в соц. сетях
ПОМОГУТ.BY
Разговор помогает
РЦПП
Задай вопрос
:: ::

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

"Настауніцкія чытанні"

 

30-31 марта, на базе УО "Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина, прошла первая республиканская научно-практическая конференция "Настауніцкія чытанні". Учитель дефектолог Андрейчук Кристина Ивановна представила свой опыт работы "Формирование умения составлять описательный рассказ у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования авторского дидактического пособия "Мнемодом""

А так же приняла участие в научно методическо семинаре "Современные подходы к проведению коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи"


20 СОВЕТОВ ОТ ЛОГОПЕДА

 
20 СОВЕТОВ ОТ ЛОГОПЕДА

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь,
говорит – активный.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
 

логопедическая распевка


Логопедические песенки


Фонематический слух

Переучивать ли левшу?

 

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие. У ребенка левши есть два пути развития: ребенок будет нормально развиваться, но писать и есть левой рукой, или он будет писать правой рукой, но превратиться в невротика.

Переучивание левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, а также к привести к физическим изменениям в организме: замедление роста, нарушение речевых и зрительно — пространственных способностей.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Поэтому, на вопрос переучивать левшу или нет, ответ однозначный: нет, т.к. переучивание это не просто перекладывание ложки или карандаша в другую руку, это изменение работы полушарий головного мозга.

Кроме того, Вам, родители, следует знать, что действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения, где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей.


Развитие мелкой моторики в быту

 

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
  5. Открывать почтовый ящик ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  11. Помогать перебирать крупу.
  12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  14. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  16. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  17. Включать и выключать свет.
  18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  19. Перелистывать страницы книги.
  20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.


Дидактические игры и предметы домашнего обихода

 

Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребенка.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д.

Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки. Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д.


Играем с детьми дома и по дороге в детский сад

 
  1. Учим и закрепляем основные цвета спектра. Обращаем внимание ребенка на цвета окружающих предметов, например:  (трава – зеленая, деревья – зеленые, дом – желтый, забор – голубой, машина – белая;  назови только зеленые предметы…)
  1. Учим и закрепляем форму предмета, например: (яблоко – круглое, крыша -  треугольная, луна – круглая и т.д.)
  1. Закрепляем временные представления. Называем поры года по порядку с закреплением признаков (зимой на улице мороз, идет снег;, весной снег тает, прилетают из теплых краев птицы; летом деревья стоят с зелеными листочками; осенью птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, листья на деревьях желтые…); называем части суток, дни недели.
  1. Закреплять умение дифференцировать правую и левую сторону тела, например: (покажи правую руку; левую ногу; дотронься правой рукой до левого уха…)
  1. Учимся говорить правильно сложные слова и словосочетания:

Интересное стихотворение.

Интересная скороговорка.

Я люблю фотографироваться.

Рыбки плавают в аквариуме

На сковороде яичница.

Градусником измеряют температуру.

Милиционер Валера.

Регулировщик регулирует движение.

На ёлке разноцветные гирлянды.

Разноцветная радуга.

Мне нравится смотреть телевизор.

Я катаюсь на велосипеде. Велосипедист.

У медведицы - медвежата.

Водопроводчик чинит водопровод

Продукты продают в гастрономе.

Расскажите про покупки.

Физкультурное занятие.

Музыкальное занятие.

В киоске киндерсюрприз.

Утром мы завтракаем.

Тетрадочки в портфельчике.

Зеркальный шкаф.

Часовщик чинит часы.

Экскаваторщик на экскаваторе.

Строитель на стройке.

Экскурсовод проводит экскурсии.

Новый пододеяльник.

В гнезде птенцы.

 Антонина Владимировна.

Юлия Валерьевна.

Зинаида Константиновна.

 У ученика ранец.

Непослушный сынишка Мишка.

 Рыбу ловит рыболов.

На сосне шесть шишек.

Медсестра дает микстуру.

Дирижёр во фраке.

В винегрете огурец.

 Гроздь винограда.

Сверкнула молния.

На клумбе расцвели разноцветные астры.

Лариса раскормила кролика.

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вез воду из водопровода.

На улице зажглись фонари.

Зеркало стоит на подоконнике.

Девочка перепрыгивает через ручей

 

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Что услышал повтори!», например:

(ба-па-ба, за-са-за, да-та-да, ва-фа-ва…)

  1. Игры.

- «Что лишнее?», например:  (исключить  лишний предмет или слово. «Кровать, стул, груша, стол; тарелка, ложка, вилка, сыр…);

«Скажи со словом много», например:  (капуста – много капусты, карандаш – много карандашей, тарелка – много тарелок…);

- «Один – много», например: (стол – столы, дерево – деревья, ухо – уши, цветок – цветы…);

- «Посчитай сколько», например:  (1 цыпленок, 2 цыпленка….5 цыплят, 1 дом, 2 дома…5 домов);

«Назови одним словом», например:  (стол, стул, шкаф – мебель;  тарелка, чашка, ложка – посуда; банан, апельсин, лимон – фрукты…);

- «Кто как передвигается, кричит?», например:  (утка - плавает, крякает; лягушка – квакает, прыгает…);

- «Чьи детки?», например:  (у коровы и быка – теленок; у курицы и петуха – цыпленок; у кота и кошки - котенок…);

- «Кто что делает?», например:  (повар – варит кушать; врач – лечит; учитель – учит…);

«Скажи наоборот», например:  (большой – маленький; тонкий – толстый; длинный – короткий…);

- «Назови ласково», например: (чашка – чашечка, дом -  домик, цветок – цветочек…);

«Найди предмет по описанию»;

- «Скажи чья?», например:  (сумка мамы – мамина сумка; кофта бабушки – бабушкина кофта…);

- «Скажи какой? Какая?», например:  (бутылка из стекла – стеклянная; тетрадь из бумаги – бумажная; кастрюля из металла – металлическая…).


Домашняя игротека для детей и их родителей

 

Игры по дороге в детский сад

Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ ещё больше хнычут… Утро испорчено, причём и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребёнок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребёнок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребёнка восприятие размера.

Желательно также отмечать изменения и в окружающей вас обстановке.

Игры в ванной комнате

В пластмассовое ведёрко налейте воду и предложите ребёнку определить, сколько стаканов воды содержится в нём, переливая воду в другое ведёрко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много-мало», «полное-пустое», «половина», «на донышке», «через край».

В тазик с водой опустите несколько резиновых шариков, такое же количество шариков у ребёнка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребёнок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.

Игры между делом

Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребёнка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнёт фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за верёвочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а ещё можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т.д.

Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребёнок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.

Самый простой способ смастерить куклу – это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.

Игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребёнка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите ещё один шанс приятно и с пользой провести время.

Скорлупа от варёных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите её на кусочки, которые ребёнок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребёнку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а солёное (после высыхания оно делается словно камень). Поделки  из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (её можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите всё, что захочется!

Пусть малыш отвернётся, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребёнком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т.д.

Покажите ребёнку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечисляет те из них, в названии которых есть звук «р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?».

Замени первый звук в моих словах звуком «щ» и назови новое получившееся слово. Был кит, а стал… щит; была тучка, получилась… щучка; река… щека, венок… щенок, мел… щель.

Давай искать слова на кухне (коробочка, мешочек и т.д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» всё. Можно поиграть и в «кислые», «солёные», «горькие» слова.

Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (кофеварка). Режет овощи? (овощерезка). Мелет кофе? (кофемолка). Выжимает сок? (соковыжималка).

Какой сок получится из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишнёвый), моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего получается апельсиновый сок?

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Поставьте перед ребёнком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь их перебрать.

На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… Можно вместе посмотреть и послушать, как льётся или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребёнка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибётесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоёным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребёнка. из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колёсами, или слона?

Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.

У малышей самый любимый предмет на кухне – венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребёнку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т.д.). дайте ребёнку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

Ваш ребёнок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, морковки, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.

Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попросите ребёнка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

Рисунки, которые малыш создаёт на кухне, можно украсить солью, насыпав её на отдельные участки картинок, смазанные клеем.

Бумажные стаканчики – прекрасный строительный материал. Пусть ребёнок попробует поставить их один на другой, так, чтобы они не упали.

Прислушайтесь с ребёнком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т.д.

Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

Если ребёнок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Иваныча, для Настасьи Петровны, кастрюльку для маленького Мишутки. Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди всё круглое».

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребёнка расположить их на дверце холодильника в определённом порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только жёлтые и т.д.


Артикуляционные и дыхательные упражнения

 

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

■  «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

■  «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

■  «Паровозик свистит»  (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

■  «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

■   «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

■ «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

■  «Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

■  «Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

■ «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

■ «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

■ «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

■ «Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

■ «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

 

Для губ.

■ «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

■ «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

■ «Заборчик».

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

■ «Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

■  «Бублик», «Рупор».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

■  «Заборчик» — «Бублик», — «Улыбочка» — «Хоботок».

Чередовать положение губ.

■ «Кролик».

Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

■ «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

 

Для языка.

■ «Автомат», «Пулемет».

Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

■ «Барабанщик», «Дятел».

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

■  «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

■ «Веселая змейка» (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

■ «Гармошка».

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

■  «Горка», «Киска сердится».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

■ «Грибок» (растягивание подъязычной связки).

Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

■ «Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк бол-бочет).

■  «Иголочка»,   «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

■ «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

■ «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

■ «Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

■ «Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

■ «Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

■ «Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

■ «Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя...».

■ «Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

■  «Почистим зубки».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

■ «Посчитаем нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.

■  «Почистим нижние зубки» (удержание кончика языка за нижними резцами).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

■  «Приклей конфетку» (удержание языка вверху).

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

■  «Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]).

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

■  «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.

■  «Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

■ «Футбол», «Спрячь конфетку».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

■  «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

■  «Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

■  «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

■  «Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

■  «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.


Гимнастика для пальчиков и развитие речи

 

Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов развития малыша является развитие мелкой моторики и координации умений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Тонкую моторику ребенок развивает в результате манипулирования с предметами.
Неговорящий ребенок имеет, как правило, плохо развитую тонкую моторику.
Развитие тонкой моторики способствует развитию хорошей, связной, членораздельной речи, а также осуществляется воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга, центрами речи, косвенное воздействие на общее интеллектуальное развитие ребенка, подготовка к овладению навыком письма, компетентность малыша в предметном мире.

В первый год жизни малыш овладевает следующими навыками:

  • засовывает палец в различные отверстия в игрушках или мебели
  • захватывает игрушку, чаще двумя руками
  • ощупывает предмет, к которому прикоснулся
  • вкладывает один предмет в другой
  • вынимает предметы из коробки по одному
  • складывает предметы в коробку
  • исследует предметы с помощью рук
  • удерживает два из трех предложенных предметов
  • берет маленькие предметы пальцами, а большие - всей ладонью
  • держит в каждой руке по предмету
  • долго манипулирует понравившейся игрушкой
  • одной рукой перебирает пальцы другой
  • ломает на части, крошит кусочки булочки
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую

    Это развивает мелкую моторику рук.

    Заниматься можно с первых недель жизни:
  • мелкий массаж кистей и пальцев рук, воздействие на активные точки
  • выполнять простые игры упражнения, сопровождающиеся потешками (Сорока, Ладушки и т.д.)
  • учить малыша дотягиваться и захватывать предметы (шарики, палочки, валики), разные по фактуре и материалу, для развития осязания (2-3 месяца)
  • развивать навыки самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, молнии и т.д.)

Начиная со второго полугодия жизни, старайтесь разнообразить игры с малышом, чтобы стимулировать развитие тонких двигательных навыков (используйте вкладыши, конструкторы Лего, бусы, мозаики, кнопочницы, пуговичницы и т.д., арсенал Монтессори и Никитиных, игры с песком и водой, матрешки, пирамидки). 


И тогда он будет говорить хорошо

 

Двадцать простых советов логопеда родителям

1.Начнем с Вас

Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2.Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четко.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному.

Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа", "мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.

5. Но: не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.

6. Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.

7. Все чувства - в союзе с речью.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.

8. В основе речи - стремление к общению.

Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

9. Стремимся к разнообразию.

Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

10. Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

11. Учите в игре.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички "ав-ав", "мяу-мяу"). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание - побуждаете не Вы, а - ситуация.

12. Не предупреждайте его желаний.

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на  этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

13. Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, "где ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте :"Где стол?", "Где киса?" и т.д.

14. Ведите дневник.

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже  понимает, какие слова  произносит, в каких ситуациях  - так вы сможете день за днем судить о его успехах.

15. Развивайте фонематический слух.

Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.

16. Не пренебрегайте звукоподражанием.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ку-ку", "оп", "ав-ав", "на", "дай" и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых  слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

17. Читайте, читайте, читайте.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.

18. Пальцы помогают речи.

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.

Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.

20. Только Вы!

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.


Организация логопедических занятий с детьми дошкольного возраста дома

 

Организация логопедических занятий  с детьми дошкольного возраста дома:

●  Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

- большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им артикуляционных упражнений;

- «лото» различной тематики;

- муляжи фруктов и овощей, наборы игрушечных животных, кукольную посуду и т.д.;

- разрезные картинки;

- картинки по различным темам;

- шнуровки, счётные палочки, конструктор и т.д.

● Все занятия должны строиться по правилам игры!

● Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

● Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

● Не переутомляйте ребёнка! Не перегружайте его информацией!

● Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

● Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-25 минут!

● Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует.

● Знакомьте ребёнка с детской литературой! Прочитав ему несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

● Говорите четко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

● Не употребляйте слово «неправильно»!

● Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи!

 

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

● Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно.

● Длительность артикуляционной гимнастики – 5-7 минут.

● Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, ребёнок должен видеть лицо взрослого и своё лицо.

● Сначала артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, по мере овладения ими темп возрастает.

● Количество повторения каждого упражнения постепенно увеличивается от 5 до 20 раз.

● Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, темпом выполнения, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.

● После разучивания перед зеркалом артикуляционных упражнений можно переходить к их выполнению без зрительного контроля.

● Гимнастику желательно выполнять под счёт, с использованием картинок – символов, стихов и загадок, «Сказке о Веселом Язычке».


Домашний логопед

 

Обычно к трём, четырём годам малыши становятся  настоящими говорунчиками. Слушать их – одно удовольствие. Во-первых, потому, что у них на всё есть свои взгляды. А во-вторых, в речи деток, помимо слов из русского языка, встречаются словечки, которые можно назвать неповторимым «детским диалектом»:  («виганат» -  виноград, «гоуби» - голуби, «свайба» -  свадьба). Именно поэтому разговор малышей так умиляет  взрослых.

     Безусловно, погрешности в произношении слов весьма  типичны для трёхлеток. Но если ребёнок произносит звуки  неправильно или с искажением слишком долгое время (при этом челюсть, губы, язык напряжены),  маме следует насторожиться и начать специально заниматься постановкой звуков.

     В норме к трём годам большинство детей уже выговаривают твёрдые и мягкие согласные и не путают их в словах. Не вызывают сложности и гласные – ы,я,ё,ю. Кроме того, к 3-4 годам ребёнок должен обладать так называемым, фонематическим слухом, то есть уметь вслушиваться в свою и чужую речь, без труда выделять звуки в словах, собирать из отдельных звуков целые слова (д-о-м – дом, п-а-р – пар), определять, где находится в слове тот или иной звук (в начале, середине, конце).

      Если  фонематический слух не сформировался к 4 годам, то ребёнку трудно , а иногда и невозможно научиться правильно говорить, даже если «проблемные» для него звуки отдельно он произносит верно. В таком случае, конечно, нужна помощь учителя-дефектолога. Но сама мама, зная некоторые приёмы этого специалиста, может помочь своему ребёнку освоить нелёгкую науку «говорить правильно».

  1. Прежде всего, научите ребёнка выделять гласный звук в начале слова и слышать его. Например, «ослик» - о, «утюг» - у. Просите малыша произносить только один первый звук. Более сложные буквы (я,е,ё,ю) оставьте на потом.

  2. Когда первый этап будет освоен на «10», приступайте к выделению согласных начальных букв: с,з,ш,м,н,в,ф,л,р. Их можно произносить нараспев: ш-ш-каф, з-з-доровье, ф-ф-ляга и т.д. Так легче приучить ребёнка произносить согласные без дополнительных гласных звуков (например, звук ш, а не ша(шэ)).

  3. Теперь можно выделять согласный звук из сочетания с гласным. Например, «лодка» - звук л, «лес» - звук ль, «сон» - звук с, «сено» - звук сь и т. д. Родители должны помнить: звуки произносятся так, как звучат в словах (произносятся звуки, пишутся буквы).

  4. Теперь переходим к выделению последнего звука в слове и потом всех с первого до последнего. Например, «лук» (л-ук), «люк» ( ль-у-к), «лёд» (ль-о-т).

Если у ребёнка пока не получаются какие-то звуки, не берите для заданий слова с ними.

      Часто дети нечётко произносят свистящие звуки с,з,ц. Как правило, это происходит из-за того, что у многих малышей напряжены мышцы языка и губ. Эти упражнения помогут снять напряжение.

  1. Пусть ребёнок спокойно откроет рот, как будто хочет сказать А. Проследите, чтобы его губы не напрягались, и лицо оставалось спокойным. Затем попросите малыша положить язык на нижнюю губу так, чтобы он как бы развалился по всей её поверхности без напряжения и оставался так хотя бы 30 секунд. Лицо, шея, рот должны быть максимально расслаблены. Это основное упражнение для постановки свистящих и шипящих звуков, а также буквы р.

  2. Малыш должен расслабить язык, а потом пальцами убрать его кончик за зубы, по-прежнему не напрягаясь. Затем попросите ребёнка растянуть губы в улыбке и произнести звук  с. Он получится немного приглушённым, но зато чётким. Через несколько дней попросите малыша произнести звук с, но сцепив зубы.

  3. Закрепим правильное произношение. Поднесите к подбородку ребёнка ложку с кусочком ватки. Пусть скажет звук с, при этом ватка должна полететь из ложки вперёд. Если случилось по-другому (вата взяла боковое направление), значит, язык лежит не совсем правильно, и звук получается неверным.

     Что касается произношения злополучных для деток р и рь, то чаще всего, эти звуки «формируются» к 5 годам.


Взаимосвязь логопеда и семьи

 

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу  - для усвоения школьной программы.

Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.

Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.

Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.

Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.

В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.

Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.

Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,
но при условии выполнения логопедических правил
и систематических занятий

Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:

  • родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
  • просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
  • посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
  • в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
  • использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.

Как расширить словарный запас ребенка

 

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явления­ми. Перед ним открывается много интересного, нового, при­влекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как назы­вается? Из чего и как сделано? Для чего?»

И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родите­лям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлени­ями окружающей жизни, учить правильно называть предме­ты домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которы­ми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показы­вать и называть здания, транспорт, растения и другие интере­сующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запо­мнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого сле­дует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, — обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». — «Лис­топад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливает­ся воедино в сознании ребенка с новым словом.

Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недо­статочно. Для закрепления нового слова, например, «листо­пад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или сти­хотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

 Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

И только тогда, когда новое слово будет применено ребен­ком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых по­мочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, ве­личину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и од­ного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

Например, накры­вая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь вся­кий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — боль­шой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качест­во. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

 Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

Например, ребенок пришел с детского утренни­ка. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и пого­ворить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебы­ваясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фраза­ми, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движени­ями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатле­ниями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма вы­ражения мысли станет привычной для него.

Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг пред­ставлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружаю­щем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлени­ях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребен­ка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглиру­ют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка бол­тать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

Помочь детям сознательно усваивать слова и активно поль­зоваться ими могут следующие упражнения.

  • «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, ма­хровое... (полотенце).
  • «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар... (варит, печет, жарит); ветер... (воет, срывает листья, пыль подни­мает, парус надувает).
  • «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу... (дворник), водит поезда... (машинист), лечит людей... (врач).
  • «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют... (ка­рандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
  • «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металличес­ким и т.д.): хмурым... (небо, лицо, утро, день, погода).
  • «Назови части целого»: дерево... (ствол, ветки, корень лис­тья); обедать... (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
  • «Дай три названия и больше»: стол... (мебель — вещь); кле­вер... (трава — растение); каша... (блюдо—пища—питание).
  • «Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес... Дворник взял метлу, он будет...

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словар­ную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами пред­лагается целая система упражнений, направленная на:

  • подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
  • отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, пого­ворках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
  • договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;
  • составление предложений со словами синонимического ря­да (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глу­пый, весело—скучно);
  • объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;
  • подбор близких по смыслу слов к каждому значению мно­гозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;
  • рисование на тему многозначного слова;
  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговор­ках, загадках, литературных произведениях;
  • придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Почему ребенок молчит?

 

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или пора­жения центральной нервной системы.

В чем же причина?

Проведенные исследования установили, что уровень разви­тия речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движе­ний пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений паль­цев и речи?

Движения пальцев рук в ходе развития человечества ока­зались тесно связанными с речевой функцией. Первой фор­мой общения первобытных людей были жесты, которые по­степенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движе­ния пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проек­ции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход раз­вития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движе­ния пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонко­сти, начинается развитие словесной речи. Развитие движе­ний пальцев рук как бы подготавливает почву для последую­щего формирования речи.

Для определения уровня развития речи детей можно прове­сти такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные дви­жения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряже­ны, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говоря­щие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут сво­бодными, развития речи добиться не удастся.

Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что трени­ровка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной ме­сяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у прав­шей в левом, а у левшей — в правом полушарии. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев.В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в от­дельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 мин. ежедневно). С десятимесячного возраста следует давать ребен­ку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока - белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки» и др.

Одна из возможных причин задержки в развитии речи — не­удовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с ок­ружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразум­ным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ре­бенок предложенные игрушки берет, но не играет, повертев один - два раза, откладывает в сторону. У такого ребенка одно желание — подойти к взрослому, прижаться к нему и долго стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении при­водит к тому, что ребенок растет безынициативным, не самос­тоятельным, молчаливым.

Задержка в развитии речи возможна и еще по одной причи­не. К концу первого года жизни — началу второго в словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по св­ему значению. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу — произнести необходимое, соот­ветствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если взрослый не ставит такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности.

И, наконец, нормальное развитие речи может быть наруше­но стремительностью речевого развития. Это когда первые сло­ва ребенка опережают возрастные нормы и сроки речевого раз­вития. Ребенок в 1 год 3 месяцавдруг начинает говорить пра­вильными предложениями, использует совсем не детские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демон­стрируют своим знакомым необыкновенные способности ре­бенка. Его учат, ему рассказывают, читают книги и т.д. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, кото­рая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых).


Во сколько лет лучше обращаться к логопеду

 

- Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство звуков (более 10 - 15).

- Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

- Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

- Если у Вашего ребенка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

- Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

- Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба – в любом возрасте.

- Если у Вас нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

- Если у Ваших родственников случился инсульт или произошла черепно-мозговая травма,то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.


Во сколько лет лучше обращаться к логопеду

 

 Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство звуков (более 10 - 15).

- Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

- Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

- Если у Вашего ребенка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

- Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

- Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба – в любом возрасте.

- Если у Вас нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

- Если у Ваших родственников случился инсульт или произошла черепно-мозговая травма,то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.


Что такое речевая готовность к школе?

 

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

Не ругать ребенка за неправильную речь;

Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

 


Игры для развития речевого дыхания

 

Игры для развития речевого дыхания


Игры для развития речевого дыхания


Игры для развития речевого дыхания


Игры для развития речевого дыхания


Игры для развития речевого дыхания


Игры для развития речевого дыхания


Игры для развития речевого дыхания


10 простых советов от учителя-дефектолога

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,

нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. 

  •    Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».


Индивидуальная работа

 

Соседние подразделы:
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Подразделы: АУДИОТЕКА (36).
СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Введите заголовок
ЗАВЕДУЮЩИЙ
Алесич Галина Михайловна +375 236 245658
Вышестоящий орган управления
Отдел образования Мозырского райисполкома
Мозырский районный исполнительный комитет
-
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный правовой интернет-портал
Детский правовой сайт
Год качества
МОЛОДЕЖЬ БЕЛАРУСИ