Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов развития малыша является развитие мелкой моторики и координации умений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Тонкую моторику ребенок развивает в результате манипулирования с предметами.
Неговорящий ребенок имеет, как правило, плохо развитую тонкую моторику.
Развитие тонкой моторики способствует развитию хорошей, связной, членораздельной речи, а также осуществляется воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга, центрами речи, косвенное воздействие на общее интеллектуальное развитие ребенка, подготовка к овладению навыком письма, компетентность малыша в предметном мире.
В первый год жизни малыш овладевает следующими навыками:
- засовывает палец в различные отверстия в игрушках или мебели
- захватывает игрушку, чаще двумя руками
- ощупывает предмет, к которому прикоснулся
- вкладывает один предмет в другой
- вынимает предметы из коробки по одному
- складывает предметы в коробку
- исследует предметы с помощью рук
- удерживает два из трех предложенных предметов
- берет маленькие предметы пальцами, а большие - всей ладонью
- держит в каждой руке по предмету
- долго манипулирует понравившейся игрушкой
- одной рукой перебирает пальцы другой
- ломает на части, крошит кусочки булочки
- перекладывает игрушки из одной руки в другую
Это развивает мелкую моторику рук.
Заниматься можно с первых недель жизни: - мелкий массаж кистей и пальцев рук, воздействие на активные точки
- выполнять простые игры упражнения, сопровождающиеся потешками (Сорока, Ладушки и т.д.)
- учить малыша дотягиваться и захватывать предметы (шарики, палочки, валики), разные по фактуре и материалу, для развития осязания (2-3 месяца)
- развивать навыки самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, молнии и т.д.)
Начиная со второго полугодия жизни, старайтесь разнообразить игры с малышом, чтобы стимулировать развитие тонких двигательных навыков (используйте вкладыши, конструкторы Лего, бусы, мозаики, кнопочницы, пуговичницы и т.д., арсенал Монтессори и Никитиных, игры с песком и водой, матрешки, пирамидки).